Болотница (Болотная баба) - молодая женщина, увлекающая людей в болото; дух болота, "хозяйка болота"; жена Болотника.
"При гадании на перекрёстке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против Солнца и приговаривает: "Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба!" (Костромская область); "А ину пору видают среди чарусы (трясина видом луговины) Болотницу" (Владимирская область).
Одно из описаний Болотного: человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены Болотник и Болотница, "специализирующиеся" на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. В поверьях Нижегородской губернии ("литературная" версия П.И. Мельникова-Печерского) коварная Болотница "из себя такая красавица, какой не найдёшь в крещёном миру", но с гусиными ногами.
Чаще Болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характерные черты, а также нечистая сила неопределённого, расплывчатого облика. Болотные "хозяева" в народных воззрениях нередко смешиваются с Лешими, Водяными, а называются при это чертями.
На Новгородчине полагали, что на болотах "живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей".
В рассказе Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией, говорят, что в нём много чертей живёт. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос: "Где купить - по эту или по ту сторону болота?" За болотом лес подальше от селений и продаётся подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них всё не ладно ладилось - то выгорят, то хозяин умрёт, то скотина плохо ведётся. То шалит над брёвнами "болотный чёрт", когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».
Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределённое ("ни вода, ни земля") место, излюбленное нечистой силой. В Вологодской губернии в болоте "селили" бесов, в Смоленской - Водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает Леший (на Урале кочечного, болотного чёрта (Лешего) именуют "Анцыбал").
В огромном моховом болоте Муромского уезда "неоднократно видят русалок", схожих по облику, действиям и с Болотницами, и с водяницами. "Расчёсывая свои длинные волосы", русалки "кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших" (Владимирская область) (Добрынкина, 1900 год).
Болото - типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках "Было бы болото, а черти будут"; "Всякий чёрт своё болото хвалит"; "Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит" (Даль, 1880 год); "В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся" (Нижегородская область).
В ряде районов России Болотная баба напоминает Болотницу. В поверьях Вологодчины образ болотной "хозяйки" сливается с образом "вольной старухи", лешачихи: "Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов".
В Поморье Болотная баба - "хозяйка" тундры.
"При гадании на перекрёстке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против Солнца и приговаривает: "Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба!" (Костромская область); "А ину пору видают среди чарусы (трясина видом луговины) Болотницу" (Владимирская область).
Одно из описаний Болотного: человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены Болотник и Болотница, "специализирующиеся" на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. В поверьях Нижегородской губернии ("литературная" версия П.И. Мельникова-Печерского) коварная Болотница "из себя такая красавица, какой не найдёшь в крещёном миру", но с гусиными ногами.
Чаще Болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характерные черты, а также нечистая сила неопределённого, расплывчатого облика. Болотные "хозяева" в народных воззрениях нередко смешиваются с Лешими, Водяными, а называются при это чертями.
На Новгородчине полагали, что на болотах "живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей".
В рассказе Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией, говорят, что в нём много чертей живёт. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос: "Где купить - по эту или по ту сторону болота?" За болотом лес подальше от селений и продаётся подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них всё не ладно ладилось - то выгорят, то хозяин умрёт, то скотина плохо ведётся. То шалит над брёвнами "болотный чёрт", когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».
Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределённое ("ни вода, ни земля") место, излюбленное нечистой силой. В Вологодской губернии в болоте "селили" бесов, в Смоленской - Водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает Леший (на Урале кочечного, болотного чёрта (Лешего) именуют "Анцыбал").
В огромном моховом болоте Муромского уезда "неоднократно видят русалок", схожих по облику, действиям и с Болотницами, и с водяницами. "Расчёсывая свои длинные волосы", русалки "кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших" (Владимирская область) (Добрынкина, 1900 год).
Болото - типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках "Было бы болото, а черти будут"; "Всякий чёрт своё болото хвалит"; "Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит" (Даль, 1880 год); "В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся" (Нижегородская область).
В ряде районов России Болотная баба напоминает Болотницу. В поверьях Вологодчины образ болотной "хозяйки" сливается с образом "вольной старухи", лешачихи: "Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов".
В Поморье Болотная баба - "хозяйка" тундры.
Водяной (Водяник, Воденик, Водовик, Водыльник, Водяной дедушка, Дедко Водяной, Водяной Леший, Водяной Хозяин, Водяной царь, Воден-царь, Царь Водяник, Водяной шишок, Водяной шут, Кривохвостик и др.) - хозяин и владыка вод, водяной дух, нередко злой, а потому причисляется к настоящим чертям и нечистой силе. Сам по себе водяной добрый дух, однако любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося у воды человека, чтобы он его развлекал. Все утопленники после смерти служат Водяному. Водяного представляли в виде голого пузатого старичка, с опухшим лицом (свойственно утопленникам), пучеглазого и с рыбьим хвостом. Его образ вполне соответствует его стихийному характеру (имеется ввиду характеру стихии воды). Он весь опутан тиной, иногда имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Он может оборачиваться крупной рыбой, ребёнком или лошадью, которая стоит близ воды. Никогда не умирая, Водяные, тем не менее, на переменах луны (лунных фазах) изменяются: на молодике (новолунии) они и сами молоды, на ущербе (полнолунии) превращаются в стариков.
Образ Водяного в славянской мифологии - один из наиболее распространённых, но в то же время самых сложных. Водяной - "живая" стихия воды, выглядит и ведёт себя в общем-то также, как и озеро, река или пруд. Он просыпается весной, по поверьям некоторых районов России - 16 апреля. Когда вода в реке рябит - это сердится водяной (Тамбовская обл.). Наводнение - свадьба водяных; мутный вал, несущийся по реке - их лошади ("чёртовы кони"). На юге Руси водяные представлялись с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов - чумазые и рогатые (видимо по этой причине их иногда отождествляют с Лешими и считают родственными с ними духами). Водяной также может жить и на болотах, в этом случае он называется Болотняник. Показываясь людям, Водяной может принимать и обличье их знакомых, соседей или родственников. Жители Восточной Сибири (Читинской области) рассказывали, что у Водяного борода "как трава-то растёт, тина-то сама. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие, тоже с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя, а руки-то, как у лягушки - четыре пальца".Как и русалки и водяные женщины, Водяной хозяин любит расчёсывать свои длинные волосы. Такое расчёсывание считалось колдовским занятием, связанное со способностью водяных повелевать стихиями. В человеческом обличье водяного, видимо, отражены и представления о нём как о покойнике. По общераспространенным русским поверьям, Водяной шут "утаскивает к себе" тонущих людей; некоторые из них впоследствии становятся водяными. Водяной может быть щукой без наросного пера, может напоминать налима или же быть просто громадной рыбой. Рыба - традиционный образ водяного, хотя чаще всего он то рыба, то человек или же нечто среднее между человеком и рыбой. Часто он ездит на своей любимой рыбе - соме. У водяного есть своя рыба, называемая лешня или чёртовая рыба (подкамешник). В некоторых местах и налим считается чёртовой рыбой и потому его не едят" (Вологодская обл.). В Вятской области считали, что если во время рыбалки ранят щуку острогой, то следует ожидать мести водяного хозяина. Они приготавливали у костра изображающее рыбака чучело, которое, в свою очередь, прознал острогой появившейся у костра водяной. Считалось что Водяного в образе рыбы можно поймать, а затем отпустить за выкуп. В XIX веке среди русских крестьян были популярны рассказы о гребне Водяного. Нашедший такой гребень должен был немедленно вернуть его Водяному хозяину, в противном случае его ждали беды и несчастья. Иногда Водяной может принимать облик "бабы с гребнем", показываться в женском обличье, напоминающем водяниху или русалку. Водяные командуют русалками и пасут на дне рек и озёр сомов, карпов, карасей, лещей, щук и прочей рыбы. Излюбленные места жительства водяных по общеславянским поверьям - омуты (особенно у водяных мельниц), водовороты, глубокие и опасные места на реках. Водяной живёт в глубоких ямах, в озёрах или реках. На теми ямами он вертит воду. Такие места называют "чертовыми домовищами". Обитает он также и в бездонных болотах, и в провалах под землёй, куда, по мнению русских крестьян, водяные уходят жить на зиму. Водяной уходит туда через отверстия в русле, таинственные отверстия эти бывают во всяком озере. Жилищем водяного может быть и дворец. Под водой у водяных есть целые царства. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ибо родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного и грозного божества славян. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, русалках, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой Домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. Жители Архангельской губернии полагали, что своих детей у водяного нет и потому он топит купающихся детишек. По поверьям Русского Севера, водяные женят своих детей между собой. Их свадьбы сопровождаются стихийными бедствиями - не только наводнениями, но и возникновением новых рек, исчезновением озёр. Недоброжелательство Водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит (следит) за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырые и мокрые владения. Он уносит на безвозвратное жильё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок. Занятия Водяного разнообразны. Вода - насущно необходимая, всеохватывающая стихия, и Водяной, в поверьях некоторых районов России, предстаёт существом почти универсальным. Он (особенно в обличии коня и других животных) "хозяин" не только определённых территорий (даже вне воды), но и погоды, плодородия: Водяной поднимается над землёй тучей, он может создавать реки и озёра, а также двигать острова. Видимо, именно как существа связанные со всеобъемлющей стихией воды, водяные обитатели наделяются способностью знать и предсказывать будущее. Один из распространённых способов гаданий - у проруби на конской или коровьей шкуре: "Носят кожу коровью или коневую к проруби, и тамо садятся на неё, очертясь кругом от проруби огарком. По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себя сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби "Чур сего места", чем спасти себя можно, а инако следует неминуемая погибель". Отношения Водяного с рыбаками в этнографическим источниках описаны не очень подобно: традиционно Водяного "кормят" и угощают, приносят ему "жертвы". Перед началом лова ему бросают две-три рыбы, крошки хлеба, посуду с остатками еды. Ему возвращают, кидая в воду, и первую выловленную рыбу или часть улова. Весною, когда хотят в первый раз ловить рыбу, то, прежде чем намочить сети, берут хлеб-соль и бросают в воду. Это делается для того, чтобы круглый год был хороший улов рыбы. Водяного хозяина одаривали не только рыбаки, но и жившие близ рек и озёр крестьяне. Обычно весной, при пробуждении Водяного, они бросали в воду или топили сдохших или живых лошадей, бараньи головы, петухов, хлеб, масло, мёд, приговаривая при этом: "На тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью". Хозяин вод тщательно следит за своими владениями и требует соблюдения при ловле рыбы определённых правил. Он любит почёт и мстит за злые шутки; ловля с подсветом и глубокое опускание невода его злят. Он может забраться на невод, порвать и спутать его, особенно если тот плохо починен или вязан в праздники. Водяной не любит шумных людей, не переносит когда у воды поминают Богов или зверей, бранятся. За это он может схватить и утащить под воду каждого, кто нарушает эти запреты. Он также рвёт удочки и сети, заталкивает в них траву, камни и грязь, разгоняет рыбу и т.п. Но если же человек ловит рыбу молча, то она сама идёт к нему в сети. Сожалея о выловленной рыбе, Водяной стонет два дня "так, что слышно во всей окрестности". Удачу на рыбном промысле нередко приписывали колдовству и нередко перед началом рыбалки читались особые заговоры и приносились требы (жертвы) водяному хозяину. На Ярославщине оскорбивший бранью или каким-либо неуместным действием воду, опуская в неё кусочек хлеба с поклоном, произносил: "На море на океане, на острове, на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришёл он к тебе, матушка вода, с повислою головой да с повиною. Прости меня матушка вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери и ваши малые детушки, чем я кого прогневил".
Кикимора Болотная - злой болотный дух, жуткое русское создание, живущее в болотах и топях. Близкая подруга Лешего.
Обычно принимает внешность старухи, закутавшейся в ряднину, сотканную из мха и водорослей, с вплетёнными в волосы болотными и лесными растениями.
Однако, мало кто из живых видел Кикимору, людям она показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.
В некоторых местах болотные кикиморы назывались лесными (лешихи, лесунки), поскольку они любили поселяться в жилищах построенных вблизи болотистой местности.
Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей, заманивает заблудившихся путников в трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается... и появляется Кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь нечастного.
Жертвы Кикиморы, как и всех злых болотных духов пополняют царство болотных мертвецов (всех погибших на болоте).
К более мелким болотным духам, слугам Кикиморы и Лешего, относятся болотницы, хмыри, караконджалы, крыксы и злыдни. Все они враждебны людям и очень опасны.
Для того, чтобы уберечься от погибели, не в коем случае нельзя смотреть Кикиморе в глаза и лицо (это касается всех болотных духов, иначе могут зомбировать и подчинить их злой воле), идти на её крики или заговаривать с ней (иногда Кикимора пытается заговорить со своей потенциальной жертвой). Идите своей дорогой и не поддавайтесь ни на какие уловки нечисти, попросту игнорируйте её.
Обычно принимает внешность старухи, закутавшейся в ряднину, сотканную из мха и водорослей, с вплетёнными в волосы болотными и лесными растениями.
Однако, мало кто из живых видел Кикимору, людям она показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.
В некоторых местах болотные кикиморы назывались лесными (лешихи, лесунки), поскольку они любили поселяться в жилищах построенных вблизи болотистой местности.
Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей, заманивает заблудившихся путников в трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается... и появляется Кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь нечастного.
Жертвы Кикиморы, как и всех злых болотных духов пополняют царство болотных мертвецов (всех погибших на болоте).
К более мелким болотным духам, слугам Кикиморы и Лешего, относятся болотницы, хмыри, караконджалы, крыксы и злыдни. Все они враждебны людям и очень опасны.
Для того, чтобы уберечься от погибели, не в коем случае нельзя смотреть Кикиморе в глаза и лицо (это касается всех болотных духов, иначе могут зомбировать и подчинить их злой воле), идти на её крики или заговаривать с ней (иногда Кикимора пытается заговорить со своей потенциальной жертвой). Идите своей дорогой и не поддавайтесь ни на какие уловки нечисти, попросту игнорируйте её.